Разновидности стрел кранов-манипуляторов

Стрела крана-манипулятора — основной исполнительный элемент крановой установки. Именно от конструкции, длины зависит эффективность работы крана-манипулятора (границы рабочей зоны), зависит его грузоподъемность. Для обеспечения прочности и недопущения прогибов, как это может случиться при решетчатом строении стрелы, на манипуляторных установках, стрелы изготавливаются коробчатый. Все стрелы телескопические: каждый короб-секция входит в другой при складывании, и наоборот, выдвигается при раскладывании стрелы. Количество таких секций может колебаться от 2 до 7. От их количества зависит и так называемый вылет стрелы и в некоторых моделях кранов-манипуляторов он может достигать 27 метров. Минимальная длина вылета составляет 2 метра. Стрела может беспрепятственно вращаться на 360 градусов или быть ограниченной 220 градусами.

Подвеска стрелового оборудования тоже имеет значение и может быть как гибкой, так и жесткой. Гибкая подвеска предусматривает наличие лебедки, на конце которой и находится навесной инструмент. Такая конструкция важна при выполнении точных работ — например, опускании груза строго вертикально. Жесткая подвеска означает шарнирное закрепление навесного оборудования на конце стрелы, что при большей подвижности манипуляторного устройства несколько снижает надежность.

В современных моделях кранов-манипуляторов можно встретить стрелы из профиля разного сечения. Самый часто используемый профиль — квадратный или прямоугольный. Но конструкторы заметили, что количество граней профиля стрелы положительно влияет на ее прочность, и другие эксплуатационные характеристики. Появились стрелы пятигранные, шестигранные и даже восьмигранные. Правда, чем больше сечений имеет профиль стрелы, тем дороже стоит вся краноманипуляторная установка. Но при этом увеличивается и срок эксплуатации стрелы, так как благодаря большому количеству сечений более эффективно распределяется нагрузка по сечению. Если манипуляторная установка нужна преимущественно для поднятия грузов относительно небольшой грузоподъемности, то вполне подойдет манипулятор с прямоугольным сечением и переплачивать не придется.

Различаются краны-манипуляторы и по типу складывания стрелы, которое бывает L и Z-образным. L-образная стрела — отличительная черта преимущественно японских и корейских манипуляторов. По внешнему виду такая стрела напоминает латинскую L: она прямая, телескопическая и с гибкой подвеской, то есть основные характеристики стрелы и установки зависят еще и от троса, который на ней установлен. Если краноманипуляторная установка с L-образной стрелой применяется на колесном шасси — например, на бортовом грузовике, то в сложенном состоянии она располагается вдоль кузова или над кабиной. Отсюда главный минус L-образной стрелы — ее неповоротливость, неудобство в размещении на автомобиле. К тому же такая стрела не совсем удобна при перемещении грузов через препятствия. Но нужно отдать должное L-образной стреле: она способна поднимать грузы куда более тяжелые, по сравнению с Z-образной стрелой, а еще плавно и точно работать с грузом благодаря тросовой подвеске крюка.

Z-образная стрела получила большую популярность преимущественно благодаря мобильности и удобству расположения в сложенном состоянии: из-за своей шарнирно-сочлененной конструкции стрела может сгибаться, что позволяет ее размещать за кабиной, причем поперек кузова. При этом все пространство кузова может быть полноценно использовано. По сравнению с L-образной, Z-образная стрела без труда справляется с препятствиями, а также с крупногабаритными грузами. Уступает Z-образная стрела только в безопасности (в некоторой степени) — при установке ее позади кабины может произойти перегруз передней части автомобиля. Ну и, конечно, для манипуляций Z-образной стреле необходимо некоторое пространство вокруг: погрузка-разгрузка вблизи установки может быть проблематичной. Используют Z-образные стрелы европейские производители кранов-манипуляторов.